Лекционное занятие для педагогов СРКВТиЭ, по теме: «Профилактика актов самоповреждения среди несовершеннолетних. Первые признаки, этапы суицидального поведения»
02.06.2022 г. в рамках исполнения п.20 Плана межведомственных мероприятий по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних в Ставропольском крае на период до 2025 г., утвержденного Распоряжением Правительства СК от 28 января 2022 г. №34рп, направленных на профилактику суицидов и самоповреждений среди детей и подростков при участии социально-психологической службы колледжа, совместно с психологом ГБУЗ СК «Ставропольская краевая клиническая специализированная психиатрическая больница №1» Платицыной Светланой Борисовной для преподавательского состава СРКВТиЭ прошло лекционное – профилактическое занятие по теме: «Профилактика актов самоповреждения среди несовершеннолетних. Первые признаки, этапы суицидального поведения».
Цель мероприятия: повышение профессиональной компетентности классных руководителей в области профилактики суицидов среди детей и подростков; знакомство участников лекционного-профилактического занятия с понятием «суицид»; выявление особенностей проявления суицидального поведения среди подростков; выработка рекомендаций по взаимодействию с суицидальным поведением и осуществлению профилактической работы; формирование психологической готовности участников занятия к работе с подростками группы суицидального риска. Задачи: изучить и проанализировать практико-теоретические основы, имеющие рекомендательный характер по работе с обучающимися группы суицидального риска; проанализировать известные случаи суицидальных попыток; ответить на вопрос: что может сделать колледж для предотвращения трагедии?; изучить особенности суицидального поведения подростков для своевременного выявления признаков суицида.
В ходе подведения итогов профилактического занятия, психолог Платицына Светлана Борисовна выдала педагогам памятку по профилактике суицида среди обучающихся: «Уважаемые педагоги, помните, что суицид – это намеренное, умышленное лишение себя жизни и может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев, при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями. Будьте бдительны! Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно. Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов. Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше.
Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах.
Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.
Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:
-утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
-пренебрежение собственным видом, неряшливость;
-появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
-резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
-внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
-плохое поведение в колледже, прогулы, нарушения дисциплины;
-склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
-проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
-безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
-стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
-самообвинения или наоборот – признание в зависимости от других;
-шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.
Что можно сделать? Как помочь? Если Вы заметили у обучающегося суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого обучающимся действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам, психиатрам. Большинство людей покушающихся на свою жизнь – психически здоровые люди, творчески одаренные личности, просто оказавшиеся в сложной ситуации.
Если Вы слышите | Обязательно скажите | Запрещено говорить |
«Ненавижу всех…» | «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом» | «Когда я был в твоем возрасте., …да ты просто несешь чушь!» |
«Все безнадежно и бессмысленно» | «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить» | «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе» |
«Всем было бы лучше без меня!» | «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом» | «Не говори глупостей. Поговорим о другом.» |
«Вы не понимаете меня!» | «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять» | «Где уж мне тебя понять!» |
«Я совершил ужасный поступок» | «Я чувствую, что ты ощущаешь себя виноватым. Давай поговорим об этом» | «И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!» |
«У меня никогда ничего не получается» | «Ты сейчас ощущаешь усталость, недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить» | «Не получается – значит, не старался!» |
Если замечена склонность воспитанника к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.
1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2.Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
4.Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
5.Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Важно соблюдать следующие правила:
– будьте уверены, что Вы в состоянии помочь;
– будьте терпеливы;
– не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;
– не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что…»;
– не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря: «Ты не можешь убить себя, потому что…»;
– делайте все от Вас зависящее;
– обращайтесь к специалистам за помощью.
И помните спасти ребенка от одиночества можно только любовью!»