Лекционное занятие для педагогов СРКВТиЭ

hRDnKgCnI3l4QJXHoOuJ37AVGYyKzDJoQxJCDsW6kzNciGQGRTrs7Vo6wZfk7a8QND546bXMdA8deOPxxSk0kAPi

Лекционное занятие для педагогов СРКВТиЭ, по теме: «Профилактика актов самоповреждения среди несовершеннолетних. Первые признаки, этапы суицидального поведения»

02.06.2022 г. в рамках исполнения п.20 Плана межведомственных мероприятий по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних в Ставропольском крае на период до 2025 г., утвержденного Распоряжением Правительства СК от 28 января 2022 г. №34рп, направленных на профилактику суицидов и самоповреждений среди детей и подростков при участии социально-психологической службы колледжа, совместно с  психологом ГБУЗ СК «Ставропольская краевая клиническая специализированная психиатрическая больница №1» Платицыной Светланой Борисовной для преподавательского состава СРКВТиЭ прошло лекционное – профилактическое занятие по теме: «Профилактика актов самоповреждения среди несовершеннолетних. Первые признаки, этапы суицидального поведения».

Цель мероприятия: повышение профессиональной компетентности классных руководителей в области профилактики суицидов среди детей и подростков; знакомство участников лекционного-профилактического занятия с понятием «суицид»; выявление особенностей проявления суицидального поведения среди подростков; выработка рекомендаций по взаимодействию с суицидальным поведением и осуществлению профилактической работы; формирование психологической готовности участников занятия к работе с подростками группы суицидального риска. Задачи: изучить и проанализировать практико-теоретические основы, имеющие рекомендательный характер по работе с обучающимися  группы суицидального риска; проанализировать известные случаи суицидальных попыток; ответить на вопрос: что может сделать колледж для предотвращения трагедии?; изучить особенности суицидального поведения подростков для своевременного выявления признаков суицида.

В ходе подведения итогов профилактического занятия, психолог Платицына Светлана Борисовна выдала педагогам памятку по профилактике суицида среди обучающихся: «Уважаемые педагоги, помните, что суицид – это намеренное, умышленное лишение себя жизни и может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев, при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями. Будьте бдительны! Суждение, что люди,  решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно. Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов. Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше.

Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах.

Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся. 

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

-утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;

-пренебрежение собственным видом, неряшливость;

-появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;

-резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;

-внезапное снижение успеваемости и рассеянность;

-плохое поведение в колледже, прогулы, нарушения дисциплины;

-склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;

-проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;

-безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;

-стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;

-самообвинения или наоборот – признание в зависимости от других;

-шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Что можно сделать? Как помочь? Если Вы заметили у обучающегося суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого обучающимся действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам, психиатрам. Большинство людей покушающихся на свою жизнь – психически здоровые люди, творчески одаренные личности, просто оказавшиеся в сложной ситуации.

Если Вы слышитеОбязательно скажитеЗапрещено говорить
«Ненавижу всех…»«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»«Когда я был в твоем возрасте., …да ты просто несешь чушь!» 
  «Все безнадежно и бессмысленно»          «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»  «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»  
«Всем было бы лучше без меня!»             «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»           «Не говори глупостей. Поговорим о другом.»  
«Вы не понимаете меня!»«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»«Где уж мне тебя понять!»
«Я совершил ужасный поступок»      «Я чувствую, что ты ощущаешь себя виноватым. Давай поговорим об этом»«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»  
«У меня никогда ничего не получается»   «Ты сейчас ощущаешь усталость, недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»    «Не получается – значит, не старался!»  

Если замечена склонность воспитанника к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. 

2.Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4.Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5.Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Важно соблюдать следующие правила:

– будьте уверены, что Вы в состоянии помочь;

– будьте терпеливы;

– не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;

– не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что…»;

– не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря: «Ты не можешь убить себя, потому что…»;

– делайте все от Вас зависящее;

– обращайтесь к специалистам за помощью.

И помните спасти ребенка от одиночества можно только любовью!»

COVID-19

Комплексная безопасность

Лицензия и свидетельство

Изменить содержимое

Сведения об образовательной организации

Важная информация, памятки

Баннеры

Архивы

Новости, события

Новости по категориям