22 ноября 1941 года начала функционировать «Дорога жизни» на Ладожском озере. В ходе Великой Отечественной войны немцы оккупировали Ленинград, блокада продлилась 872 дня. Жители города остались полностью заблокированными, без еды, воды, тепла, лекарств. Кроме того, город постоянно был под обстрелами немцев.
Настоящим спасением, хоть и совсем не безопасным, была знаменитая «Дорога жизни». По этой автодороге в город доставляли продовольствие, вывозили женщин, детей, стариков и раненых.
В октябре началась подготовка к строительству зимней дороги по льду Ладожского озера. Было необходимо изучить лед озера, спроектировать трассы. Этим занимались Автодорожный отдел Управления тыла Ленинградского фронта и ученые Гидрологического института. Официальное название трассы – военно-автомобильная дорога №101 (№102), протяженность ее составляла около 30 километров.
22 ноября колонна из 60 автомобилей со стороны Ленинграда впервые переехала по льду Ладожского озера. На следующий день машины вернулись в город уже с продовольствием, удалось привезти 44 тонны продуктов.
Из-за того, что лед был недостаточно крепким, часто дорогу приходилось менять – за первый месяц использования трассы 4 раза дорога была перенесена. Кроме того, немцы постоянно обстреливали и бомбили дорогу. В конце ноября погодные условия были очень тяжелыми: морозы, ветер, метель. Из-за этого, всего за один день 29 ноября было потеряно 52 машины. Но даже в таких условиях движение не останавливалось, за сутки водители старались совершить две поездки.
По всей трассе стояли большие белые палатки – «ледовые лазареты». В них были печка-буржуйка, на которой всегда стоял чайник с кипятком. Такие места были оборудованы для замерзших водителей, регулировщиков, бойцов-дорожников, чтобы они могли согреться. За время работы «Дороги жизни» по ней было эвакуировано из Ленинграда более 1 370 000 жителей, перевезено более 1 600 000 тонн грузов. После освобождения Шлиссельбурга основной грузопоток пошёл по железной дороге. В память о героях, обеспечивших движение по «Дороге жизни», установлены памятники, мемориальные ансамбли. 45 мемориальных столбов стоит на протяжении наземной части трассы.