12 ноября 2025 года для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, волонтёров отряда «Данко», педагогом-психологом КЦИ и ДО Ходаковской Е. В. и студентом нашего колледжа Бронниковым Д. был проведён мастер-класс по русскому жестовому языку.
Цель мероприятия: помочь студентам лучше понимать и поддерживать людей с нарушением слуха, изучить основы жестового языка.
Русский жестовый язык (РЖЯ) — это уникальная форма коммуникации, используемая глухими и слабослышащими людьми в России. Один из его важнейших элементов — дактильная азбука, позволяющая передавать слова по буквам с помощью жестов.
Изучение этой системы полезно не только для людей с нарушением слуха, но и для всех, кто хочет освоить новый способ общения и лучше понимать окружающий мир.
Дактильная азбука — это система знаков, где каждая буква передаётся с помощью определённого положения пальцев. В России она была разработана на основе латинского алфавита, но адаптирована к особенностям русского языка.
Жестовый алфавит (дактиль) — основа жестового языка. Он используется для передачи имён, иностранных слов и сложных терминов. Владение алфавитом значительно упрощает изучение жестового языка в целом.
Важно отметить, что дактильный алфавит отличается от полноценного жестового языка. Если жестовый язык представляет собой самостоятельную лингвистическую систему с собственной грамматикой и лексикой, то дактильная азбука используется для передачи имён, названий и слов, не имеющих жестового эквивалента. В реальном общении дактильный алфавит применяется для уточнения информации, особенно при общении с новичками или в случае отсутствия соответствующего жеста.
Были приведены интересные факты о русском жестовом языке.
Бронников Д. провёл мастер-класс по изучению русского жестового языка, где студенты научились с помощью жестов показывать свои имена и угадывать разные предметы, которые им демонстрировал Дмитрий.





