23 января 1930 года родилась Таня Савичева – девочка из блокадного Ленинграда. Строки её дневника стали обвинительным документом на Нюрнбергском процессе.
Всего в семье Савичевых было пятеро детей: младшая Таня, два старших брата Леонид и Михаил, сестры Евгения и Нина. Жизни еще троих детей унесла скарлатина раньше, в 1916 году. Отец был мелким предпринимателем – владел кинотеатром и артелью по выпечке хлеба. Позже семья была раскулачена, сослана в Лугу. Отец умер, когда Тане было 6 лет.
Спустя некоторое время Савичевым позволили вернуться в Ленинград, они поселились в своей прежней квартире на Васильевском острове. Взрослые члены большой семьи трудились на ленинградских фабриках, только мама работала дома – принимала заказы, как швея. А дядя Тани занимал должность директора магазина «Букинист».
В начале лета 1941 года семья собиралась съездить отдохнуть к родственникам по линии отца в Дворищи, где и появилась на свет Таня. 21 июня туда уехал на поезде брат Михаил. Таня с мамой планировали приехать через две недели, а остальные ждали отпусков на работах.
22 июня, в день рождения бабушки, началась война. Вся семья осталась в Ленинграде, решив помогать армии. Леонид пытался уйти на фронт добровольцем, но его не взяли в связи с плохим зрением. Мать стала заниматься подготовкой военного обмундирования. Нина Савичева начала рыть окопы на подступах к Ленинграду, а Евгения сдавала много крови для раненых. Михаил попал в партизанский отряд. Маленькая Таня вместе со своими сверстниками очищала чердаки от мусора и искала стеклянную тару для зажигательных бутылок.
Евгения жила отдельно от семьи. 28 декабря она не пришла на работу, ее сестра Нина прибежала к ней на Моховую улицу, где на ее руках умерла первая жертва войны семьи Савичевых, ослабевшая от сдачи крови, голода и усталости. Затем, с января по май, ушли из жизни бабушка, брат Леонид, братья отца Василий и Алексей. 13 мая в записной книжке на букву «м» Таня оставила запись: «Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г.».
Таня ничего не знала о брате Михаиле и сестре Нине. Поэтому на буквах «С», «У» и «О» девочка написала: «Савичевы умерли», «Умерли все», «Осталась одна Таня».
Нина оказалась жива, ее эвакуировали вместе с предприятием, на котором она работала, в феврале 1942 г. Нина отправила письмо общему с Леонидом другу Василию Крылову, которое нашло адресата только в июне 1942 г. Таня на тот момент уже была тяжело больна, за ней ухаживала племянница бабушки Евдокия. Ее смогли отправить в эвакуацию в Горьковскую область. Врачи поставили диагноз: туберкулез. Измученная болезнями, Таня ослепла. Но все равно она не теряла надежду и очень хотела жить. К сожалению, детский организм не смог справиться с последствиями голода, всего ужаса, который довелось пережить девочке. 1 июля 1944 года Таня умерла.
В живых остался Михаил. Он был тяжело ранен в 1944 году, передвигался потом только на костылях, работал на почте в городе Сланцы. Умер в 1988 году.
Нина нашла свою записную книжку (именно в ней Таня делала записи) у Евдокии, когда смогла приехать в Ленинград в 1944 году. Лев Раков, ученый секретарь Эрмитажа, увидев дневник девочки, сразу понял, что он должен быть в музее. Эта записная книжка и сейчас в Музее обороны Ленинграда.
Из всей семьи только Нина прожила тяжелую, полную испытаний, но долгую жизнь. Она умерла в Петербурге в 2013 году в возрасте 94 лет. У нее был сын, внучка и правнучка. Тезка ленинградской блокадницы – Таня Вассоевич, тоже записывала события того времени. И ее дневник оказался настоящей летописью тех тяжелых времен. Девочка во всех подробностях описывала каждый день, к тому же, рисовала на полях картинки. Тане Вассоевич повезло больше, она отправилась в эвакуацию весной 1942-го. Это спасло ее жизнь и помогло дожить до глубокой старости.